Даже "чайнику" известно, что масло периодически нужно менять – оно «срабатывается», а значит, теряет свои первоначальные свойства. Наука выбора масла — это умение учесть и точно соотнести тип автомобиля, возраст автомобиля, пробег двигателя от планового ресурса, условия эксплуатации двигателя, и качественные характеристики масла.
Общеизвестно, что масло может быть минеральным, полусинтетическим или полностью синтетическим.
   Находим маркировку класса масла по вязкости, которая обозначается комбинацией цифр после значка SAE. Это важно! Информация, включенная в обозначение, говорит о вязкостных свойствах масла при различных температурах. Для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла одного и того класса по SAE существенно отличаются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала требуемой для пуска двигателя, производительности масляного насоса, гидравлического сопротивления маслоприемного тракта и многих других конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов (технического состояния автомобиля, качества бензина или дизельного топлива, квалификации водителя и т.п.).
Следующий этап — определение применяемости масла в соответствии с типом двигателя. Практически все производители масел для легковых автомобилей рекомендуют использовать как синтетические, полусинтетические, так и минеральные моторные масла. При этом оговаривается минимальный уровень эксплуатационных свойств (классификации по АPI) и в зависимости от температуры окружающей среды – класс вязкости по SAE. Рекомендуются масла с классификациями по API SJ, SJ/CF. Обозначение SJ говорит о том, что масло предназначено для современных бензиновых двигателей, отвечающих высоким требованиям в отношении энергосберегающих свойств и расхода масла, а также способности выдерживать высокотемпературный нагрев без образования отложений.
Теперь определим пробег двигателя от планового ресурса. Если он составляет менее 25% (новый двигатель) необходимо применять масла класса SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE 10W-30 или SAE 10W-40 (всесезонно). При пробеге автомобилем 25-75% от планового ресурса двигателя (технически исправный двигатель) целесообразно применять масла класса SAE 15W-40, SAE 10W-50-летом, или SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE 10W-30, SAE 10W-40 (всесезонно). При пробеге автомобилем более 75% от планового ресурса двигателя (старый двигатель) следует применять масла класса SAE 20W-50, SAE 20W30, SAE 20, SAE 30, SAE 40-летом, или SAE 10W-40, SAE 10W-50, SAE 15W-40, SAE 20W30 (всесезонно).
   Конечно, при выборе масла необходимо учитывать возраст автомобиля. И чем старше автомобиль, тем более простое моторное масло соответствует конструкции его двигателя. Но моторные масла последних разработок, включая синтетику и полусинтетику, обычно безболезненно могут заменить применяемые ранее продукты. Но применение новейших масел в старых и изношенных автомобилях чаще всего сдерживается их ценой.
   Последнее и самое главное. При покупке масла необходимо обращать самое серьезное внимание на упаковку и качество изготовления канистр, пробок, а также на печать этикеток дабы уберечься от подделок. Поэтому лучше лишний раз убедиться, что товар оригинален. При сомнениях - потребуйте у продавца сертификат качества.

  Теперь о видах моторных масел подробнее:

  Минеральные масла - пригодны почти для всех нормально эксплуатируемых двигателей (но не трансмиссий!), равно как и умеренное потребление бальзамов в “лечебных целях” показано большинству людей, ведущих нормальный образ жизни;


  Синтетические масла – это сильнодействующее лекарство, которое нужно применять строго следуя предписаниям врача (указаниям производителя двигателя или автомобиля). Соответственно, синтетические моторные масла разумно использовать лишь тогда, когда ваш автомобиль постоянно гоняется “на всю катушку”
А на вопрос: можно ли смешивать моторные масла различных производителей или минеральные масла с синтетическими? ответим вопросом: станете ли вы запивать сильнодействующее лекарство “коктейлем” из шоколадного ликера, армянского коньяка и жигулевского пива? Думаю, что нет.
   Рассмотрим некоторые тонкости использования синтетических моторных масел.


Синтетические моторные масла рационально применять в следующих случаях:


   Изготовитель автомобиля рекомендует синтетику или полусинтетику как основное моторное масло, что бывает крайне редко. Из известных автору рекомендаций производителей на использовании синтетики (или полусинтетики) настаивают SAAB (все машины после 1994 г.), Porsche, BMW, MB и VW (только спортивные модели). Попутно отмечу: спортивным RX-7 (Mazda), оснащенных роторно-поршневыми двигателями, синтетика противопоказана!
   При так называемом спортивном стиле вождения с “полировкой” колес, разгоном до сотни за “минисекунды” и, как следствие, повышенным вниманием со стороны ГАИ или “Беркута”, синтетика обеспечивает наиболее эффективную защиту насилуемого мотора от некоторых черт характера водителя.
Если среднегодовой пробег автомобиля превышает 20 тыс. км. Большинство синтетических моторных масел позволяют существенно экономить топливо. И эта экономия ощутимо превысит затраты на достаточно дорогую синтетику.
   При интенсивной зимней эксплуатации автомобиля. Все свойственные синтетике преимущества в максимальной степени проявляются именно зимой. И если в картер двигателя залита “синтетика”, по утрам можно не смотреть на какой отметке застыл столбик термометра. Особенно владельцам дизельных автомобилей!